Искусство руководить. Человек дела – Дмитрий Сырокваш

Много славных имен вписано в страницы истории сегодняшнего флагмана рынка горнодобывающей техники. Люди, которые с честью пронесли по жизни право называться машиностроителями, своим добросовестным трудом, преданностью к любимому делу ковали репутацию марки «БЕЛАЗ», и Дмитрий Сырокваш – яркий представитель этой плеяды.

На прошлой неделе в редакцию газеты пришло письмо от ветерана БЕЛАЗа Сергея Крыгина, оно и послужило отправной точкой для выбора очередного героя статьи для проекта «Легенды БЕЛАЗа». Делимся его содержанием с нашими читате­­­­лями:

«25 июля исполнилось 30 лет, как ушел из жизни беззаветно преданный заводу, городу, делу Дмитрий Иванович Сырокваш. Он расширял завод, организовал производство новых моделей карьерных самосвалов, в городе строил жилье, детские сады, поликлинику, ФОК, заботился о людях. Спас БЕЛАЗ в сложный период.

В 1989 году я был избран председателем профкома, и многие вопросы по социальному обеспечению работников завода мы решали с Дмитрием Ивановичем сообща. Так, в это время была внедрена сдельно-премиальная оплата и увеличен трудовой отпуск рабочим, принято решение о выделении порядка 5 000 земельных участков под дачи и другое. Много сил и времени было отдано производству. Шла ежедневная кропотливая работа с раннего утра и до позднего вечера: лишь бы завод работал и на него хотелось приходить.

Чтобы молодое поколение заводчан знало о Дмитрии Ивановиче Сырокваше, нужно рассказать им, что жил в Жодино и работал на БЕЛАЗе такой прекрасный человек, деловой руководитель, хороший семьянин.

С уважением, Сергей Михайлович Крыгин»

Дмитрий Сырокваш родился 5 марта 1933 года в деревне Куренец Вилейского района. В 1956 году после окончания Белорусского политехнического института начал трудовой путь на Минском автомобильном заводе инженером-технологом. В 1958 году Дмитрий Иванович был переведен на Белорусский автомобильный завод. Работал старшим инженером-технологом, главным технологом, заместителем главного инженера, главным инженером завода.

В 1979 году Дмитрия Сыро­кваша назначили на должность директора Белорусского автомобильного завода.

Те, кому довелось работать с  Дмитрием Ивановичем, отмечали его высокую принципиальность и требовательность к себе и другим, самоотдачу, бескорыстную преданность общему заводскому делу. Под руководством Дмитрия Сырокваша проводилась работа по модернизации серийно выпускаемой техники «БЕЛАЗ», повышению ее надежности и качества. Модернизированы самосвалы БЕЛАЗ‑540А, БЕЛАЗ‑548А, БЕЛАЗ‑549 (БЕЛАЗ‑7509), БЕЛАЗ‑7522, БЕЛАЗ‑7523. Начато серийное производство самосвалов БЕЛАЗ‑7519 грузоподъемностью 110 тонн и БЕЛАЗ‑7521–180 тонн.

В период работы Дмитрия Сырокваша директором проделан большой труд по созданию мощностей по производству карьерных самосвалов и автопоездов большой и особо большой грузоподъемности. Введены в эксплуатацию площади БПЦ‑2, БПЦ‑3, цеха запчастей, конструкторско-исследовательские базы, блок водопроводно-очистных сооружений, система промводоснабжения из реки Березина и ряд других объектов.

Авторитет личности Дмитрия Ивановича был высок не только на заводе, но и в городе. Велось строительство жилья для работников автозавода, объектов культурно-бытового значения, здравоохранения и коммунального хозяйства, проведена реконструкция железнодорожной станции «Жодино», возведен физкультурно-оздоровительный комплекс «Асілак».

В 1968 году за создание семейства унифицированных автомобилей для открытых разработок полезных ископаемых и освоение их серийного производства Дмитрий Сырокваш в числе одиннадцати автозаводцев удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».

При Дмитрии Сырокваше БЕЛАЗ стал одним из самых крупных заводов в стране, вышедшим на мировую арену, способным выпускать качественную конкурентоспособную продукцию в условиях рыночных отношений. Директору Белорусского автомобильного завода выпал сложный период перестройки, за которым последовал распад СССР. Дмитрий Иванович смог сохранить потенциал Белорусского автомобильного завода, организовать работу по расширению гаммы производимой техники, а коллективу автозаводцев предоставить социальную защиту.

Дмитрий Иванович Сыро­кваш ушел из жизни в 1992 году. Чтобы увековечить память о заслуженном человеке, дирекция и профком БЕЛАЗа обратились в горисполком с ходатайством о присвоении одной из улиц Жодино имени бывшего директора автозавода. В 1993 году было решено переименовать проспект Дзержинского в улицу имени Дмитрия Сырокваша. 24 сентября 1998 года состоялся митинг, посвященный открытию мемориальной доски памяти Д. И. Сырокваша на доме № 2, где он жил, а в 2008 году на аллее, ведущей от заводской проходной ко Дворцу культуры, был установлен памятный знак. В память о Дмитрии Сырокваше проводится традиционный международный турнир по борьбе самбо.

Подготовил Алексей ХАТЕТОВСКИЙ фото из архива редакции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *