Александр БАТЮК: «Если бы была возможность пройти этот путь, я бы согласился сделать это вновь»
За свою 75-летнюю историю БЕЛАЗ неоднократно проходил через взлеты и падения. Одно оставалось неизменным – забота о людях, о человеке труда. Жилищные вопросы, вопросы организации досуга, оздоровления всегда были в приоритете, несмотря ни на какие трудности. Без малого 25 лет стаж на должности заместителя генерального директора по обеспечению социальной политики Александра Батюка – нового героя проекта «Люди мегаполиса БЕЛАЗ». Это человек, которому есть что вспомнить и рассказать, потому что застал он и 80-е, еще советские, и начало 90-х с их распадом Союза и разрывом хозяйственных связей, постепенную нормализацию ситуации на заводе с 2000-х годов.
Александру Антоновичу довелось работать с четырьмя генеральными директорами БЕЛАЗа, и со всеми ими он находил общий язык для решения насущных вопросов, стоявших перед социальной и строительной сферой предприятия. Впрочем, обо всем этом он рассказывает сам.
ШАГ ПЕРВЫЙ: ЦГТ
«Отслужив в погранвойсках, в декабре 1979-го я приехал погостить к сестре, которая в Жодино работала, посмотрел город, узнал о заводе и принял решение начать свою трудовую деятельность здесь. В январе 80-го уже устроился на БЕЛАЗ учеником сверловщика в ЦГТ. Через некоторое время стал сверловщиком и два-три года работал на станке.
Надо сказать, что еще в армии я стал кандидатом в члены КПСС, на заводе был принят в партию, и на партбюро цеха мне была поручена общественная работа в подразделении – участие в жизни цеховой профсоюзной и комсомольской организациях.Время это было советское, по которому у меня ностальгия. Ценности, как мне кажется, были другие, отношения между людьми, люди были добрее, была уверенность в завтрашнем дне. Завод работал, техника продавалась, велось активное жилищное строительство, человек знал, что в течение лет пяти получит квартиру…
В какой-то момент ко мне подошел Федор Макарович Пинчук, который тогда был начальником ЦГТ, и предложил стать председателем цехкома. Я засомневался, справлюсь ли, авторитета-то еще никакого не было, но все-таки согласился.
Цех работал слаженно, стабильно в две смены. Планы были большие, стране нужны были «БЕЛАЗы». Суточный темп производства ГМП, которая была очень востребована, был около 22–25 коробок в сутки, из них 17–18 шло на малый конвейер и 5–7 на запчасти. Бывало, выходили работать и в выходные, и в третью смену».
ШАГ ВТОРОЙ: ПРОФСОЮЗНЫЙ КОМИТЕТ
«В цехе председателем цехкома я был года 4–5, и мне поступило предложение избираться в профсоюзный комитет завода на должность председателя жилищно-бытовой комиссии, которая занималась вопросами распределения жилья, мест в общежитиях, то есть фактически жилищной сферой предприятия. В то время, чтобы занять такую должность, надо было пройти согласования на уровне руководства завода: директора завода Дмитрия Ивановича Сырокваша, секретаря парткома Николая Николаевича Телебука и председателя профкома Николая Александровича Витязя. Я все согласования прошел и был избран на эту должность. Работы было очень много, завод развивался и активно вел жилищное строительство. Помню, как-то в течение года сдали и распределили более 600 квартир для заводчан.
Думали и о том, как быть с жильем для молодежи. При Сырокваше начали активно строить хозспособом. К проблеме обеспечения жильем молодых заводчан подключили комсомол, и пошли первые МЖК (молодежные жилищные кооперативы. – Авт.) – первые три дома на улице Гагарина. Их построили комсомольцы собственными силами: сами доставали стройматериалы, работали после заводских смен, организовывали ночные дежурства. МЖК стали знаковым событием для завода и города.
В это же время, когда катастрофически не хватало строительных материалов, возводили и ФОК, бассейн. Для Сырокваша это был принципиальный вопрос – каждый свой рабочий день он начинал с этого объекта и им же заканчивал, следил, как шли дела. Интересно, что на строительстве «Асiлка» были задействованы заводские подразделения. Что могли, делали своими силами в цехах, к примеру, металлоконструкции варили в ЦМПС, транспортный был задействован на подвозе материалов и так далее. ФОК и бассейн можно смело назвать народной стройкой. Сделали, запустили, все работает. То есть социальные вопросы решали, забота о коллективе, людях всегда присутствовала, как бы ни складывалась ситуация на производстве».
ШАГ ТРЕТИЙ: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРОФКОМА. НАЧАЛО 90-Х…
«Возглавлял я жилищную комиссию 3–4 года и был избран заместителем председателя профкома. На этом посту пробыл до 1994 года, и это пришлось как раз на начало 90-х… Время было непростое, самое, пожалуй, сложное для меня и коллектива за весь период моей работы на предприятии. Все развалилось, бывшие республики Союза стали самостоятельными, у всех своя денежная единица, планировали всё сами, обеспечивали себя сами… Зарплата была на уровне 20–30 долларов, полный дефицит товаров, продуктов, талонная система, оборотных средств на заводе было недостаточно, техника продавалась в малых количествах, увеличивались складские запасы.
Естественно, это все не могло не сказываться на людях, недовольство их росло, все кипело, причем по всей стране, а не только у нас на БЕЛАЗе. Работы не было, и без того небольшую зарплату съедала высокая инфляция… По стране прокатывались волны забастовок. Мы пытались решать все вопросы внутри коллектива, старались объяснять, что это объективные процессы, а мы делаем все возможное, чтобы удержать завод на плаву. Дмитрий Иванович Сырокваш в тот период являлся депутатом Верховного Совета, где тоже поднимал эти вопросы…
Но однажды встал и БЕЛАЗ, вся площадь перед заводоуправлением оказалась заполнена людьми, часть заводчан вышла на проезжую часть улицы 40 лет Октября, перекрыв движение. И надо было выйти к коллективу, что-то людям сказать, чтобы снять напряжение. Так получилось, что в тот день и Сырокваш, и тогда председатель профкома Сергей Михайлович Крыгин были в командировке, а остались Павел Лукьянович Мариев, тогда главный инженер завода, и я, заместитель председателя профкома. Мы вышли к людям, нам поставили микрофоны и мы начали диалог с коллективом. Попросили людей освободить проезжую часть, нас услышали. Нам удалось наладить диалог с рабочими, они разошлись по цехам, чтобы в коллективах выбрать тех представителей своего подразделения, которым доверяют, чтобы через два часа встретиться в заводоуправлении для спокойного предметного разговора, как нам действовать в сложившейся непростой обстановке.
В назначенное время встретились в зале заседаний, был создан забастовочный комитет, председателем которого выбрали спокойного, уравновешенного, пользующегося авторитетом водителя экспериментального цеха Николая Николаевича Небышинца. Помню, выступил на этой встрече и тогда руководитель ПЭУ Александр Александрович Папкович, очень грамотный специалист, который обрисовал ситуацию на заводе. Разговор был долгий, непростой, дирекция дала обещание найти варианты, что можно сделать для повышения зарплаты. Договорились периодически собираться и этим составом обсуждать и решать, как улучшать ситуацию на предприятии.
Проблем, конечно, было много. К примеру, банально надо было решать вопросы с питанием. В город что-то приходило, распределялось по организациям, была талонная система. Но всего этого было недостаточно, и мы решили, что самим надо заботиться о дополнительном обеспечении продовольствием, договариваться, закупать по бартеру, то есть искать свои пути решения этой проблемы. Что-то завозили из Китая, что-то из Польши. Потом на деньги СЭВ (Совет экономической взаимопомощи. – Авт.), которые у завода были, стали закупать и одежду, распределять между заводчанами, чтобы люди могли работать спокойно. Постепенно ситуация начала выравниваться, но это заняло не один год.
Был тогда и дефицит дачных участков, в которых люди стали остро нуждаться, чтобы иметь возможность себя прокормить, что-то посеяв. Тогда у БЕЛАЗа были только садовые товарищества в Сутоках и «Мичуринец». А земли-то были сельхозназначения, их надо было выводить из этого статуса. Но мы проделали эту колоссальную работу и еще три СТ были созданы – в Кальниках, Лютке и Калюжках, распределили участки между работниками.
С 1994 по 1998 года я работал заместителем начальника цеха реализации запасных частей, заместителем директора по коммерческим вопросам производственно-сервисной фирмы «БЕЛАЗ-СЕРВИС».
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
«Как-то в начале декабря 2000 года мне позвонили из приемной директора Павла Лукьяновича Мариева, сказали, что он меня вызывает. В принципе, я догадывался, о чем может пойти разговор: тогда заместитель директора Владимир Викентьевич Лойко, курировавший социальную и строительную сферу, был избран депутатом Палаты представителей, и место было вакантно. Мариев и предложил мне эту должность. Я сомневался, потому что осознавал, что нужных знаний в строительной сфере не имею, но Павел Лукьянович успокоил меня и назавтра я уже писал заявление о назначении меня на пост заместителя генерального директора по быту и вопросам социального развития производственного объединения «Белорусский автомобильный завод».
В то время тоже сложно было со строительством, но работали и решали вопросы. При мне был построен дом на проспекте Мира, 9а, это более 300 отдельных квартир, с приданием ему статуса семейного общежития для заводчан. Тогда же мы полностью реконструировали наш стадион – построили восточную трибуну, обновили западную, сделали поле… Построили три жилых дома, кооперировались с СУ-161, который тоже испытывал трудности. Находили даже возможность работникам завода давать займы, но не деньгами, а строительными материалами с беспроцентной рассрочкой на 20 лет. Все это требовало колоссальных усилий по документальному оформлению и ежемесячному сопровождению возврата средств. Знаю, что и сегодня некоторые выплачивают остатки займов».
РУКОВОДИТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ, С КЕМ ДОВЕЛОСЬ РАБОТАТЬ
«Надо отдать должное руководителям БЕЛАЗа. Нам с ними очень повезло. Дмитрий Иванович Сырокваш – это была махина…Требовательный к себе и другим, очень справедливый. Всегда очень тепло его вспоминаю.
Павел Лукьянович Мариев возглавил завод в очень сложный период, и мы тогда не только сохранили БЕЛАЗ, но и сделали задел на будущее. Проект модернизации под чешский кредит, многое другое в плане инвестиционной деятельности помогло предприятию не только выстоять, но и двигаться вперед. Тогда наша конструкторская мысль фактически заложила сегодняшний успех завода: была разработана техника, которая в последующие десятилетия и сейчас приносит дивиденды, был создан поистине уникальный продукт, который помогает нам достойно конкурировать с ведущими игроками рынка горнодобывающей техники. БЕЛАЗ стал настоящим мировым брендом.
С Петром Александровичем Пархомчиком мне довелось работать все 13 лет его директорства на БЕЛАЗе. Притирались, честно скажу, во многих вещах, но поняли друг друга и сегодня в хороших отношениях. Горжусь тем, что, уходя с завода, он сказал, что со мной пошел бы в разведку. Это, поверьте, дорогого стоит. При Пархомчике построили ПСТМ, расширяли мощности, модернизировали оборудование, я уже не говорю о приросте новых рынков сбыта или нашем возвращении на них – Узбекистан, Индия, Индонезия, Австралия, Южная Америка и многие другие. Благодаря инициативе Петра Александровича обновился и облик завода, современный вид приобрело заводоуправление, которое является визитной карточкой предприятия. Его харизма, коммуникабельность, умение найти общий язык и точки соприкосновения с людьми – все это способствовало решению тех важных задач, которые стояли перед БЕЛАЗом».
СЕГОДНЯ ЗАВОДА
«Сейчас у завода непростой период. Мы уже не один переживали, каждый имел свои особенности, но и сегодня выстоим, я уверен. Как бы ни было тяжело, но забота о людях остается в приоритете. Да, пусть откладывается масштабная реконструкция нашего оздоровительного центра в Дудинке, но он работает, принимает отдыхающих, спектр реабилитационных услуг широкий. Продолжается ремонт здания под медсанчасть, решаются по ней другие важные вопросы для того, чтобы в 2026 году заводчане получили свою «поликлинику». Заканчиваем модернизацию ФОКа, строительство нового здания отдела кадров, кольцераскатного производства в Орше, цеха сборки колес. Объектов много… Уже начали работы по строительству жилого дома в 9-м микрорайоне».
СПАСИБО БЕЛАЗУ
«Мне очень повезло, что судьба привела меня на БЕЛАЗ, ни дня не пожалел об этом. Этот завод, его коллектив воспитал меня, здесь я возмужал, он дал мне все, что нужно для жизни, для внутреннего удовлетворения. Здесь всегда работали и работают достойные люди, профессионалы, и это самое ценное. Многих уже нет, но всегда заводчане были и есть настроены на движение вперед, на непрерывное развитие, мы всегда справлялись с самими сложными вызовами. И сегодня главное – сохранить коллектив, ставить перед ним задачи и спрашивать с него за результат, делать все, чтобы люди могли спокойно работать. У каждого пути есть начало и конец. Если бы была возможность пройти этот путь, я бы согласился сделать это вновь».
Инна КОВАЛЬЧУК-ГРИБ,
фото из архива редакции