«Белазостроители из поколения победителей»
Редакция газеты «Новости БелАЗа» продолжает проект «Белазостроители из поколения победителей», в этом году посвященный 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В цикле статей мы вспоминаем ветеранов Великой Отечественной войны, людей, которые сражались с гитлеровцами и их приспешниками на фронтах и в партизанских отрядах, а затем восстанавливали разрушенное народное хозяйство и создавали технику «БЕЛАЗ». Об этих людях в разные годы писала заводская многотиражка.

ОНИ ВСЕГДА С НАМИ
Очерк с таким названием опубликован в газете «Белорусский автозаводец» в 1981 году ко Дню освобождения Советской Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. В нем автор – Степан Григорьевич Войтенко, ветеран Великой Отечественной войны, делится воспоминаниями о военном прошлом, повествует о мстителях партизанских отрядов: «В лесу на стыке Смолевичского, Борисовского и Червенского района Минской области, на месте бывшей дислокации в годы Великой Отечественной войны отрядов партизанской бригады «Разгром», нас встречает на лесной поляне отлитая из бетона фигура сраженного пулей партизана.
Мемориальный комплекс, состоящий из памятника погибшим партизанам и расположенной справа партизанской землянки, построен в 1975 году по инициативе бывших партизан бригады «Разгром» – автозаводцев БЕЛАЗа.
Только за первое полугодие 1944 года наш партизанский отряд «Мститель» бригады «Разгром», действуя на территории Смолевичского, Борисовского и Червенского районов, успешно выполнял крупные боевые операции по уничтожению вражеских гарнизонов в селах Судобовка и Пересады, а также в составе бригады участвовал в разгроме железнодорожной станции Красная Звезда (на участке Смолевичи – Жодино) и сильно укрепленного немцами гарнизона в селе Петровичи. Кроме этого, партизаны отряда минировали шоссейные и железные дороги, взрывали мосты и железнодорожные эшелоны, устраивали засады, нанося врагу значительный урон в живой силе и технике. Всюду местные жители оказывали нам всевозможную помощь и поддержку в деле уничтожения ненавистного врага. Многие из них пополняли наши ряды. Но, к сожалению, были потери и у нас.
Кладбище в селе Кленник Смолевичского района…
Вместе с другими партизанами, погибшими в боях, здесь похоронен комиссар отряда «Мститель» Григорий Тимофеевич Фетисов. Этот человек всегда был душой отряда. Не зря нас, партизан отряда «Мститель», все называли фетисовцами. За голову Фетисова немцы обещали большое вознаграждение. Он всегда был в первых рядах среди партизан, подбадривал всех своим личным участием в бою, подсказывал, где и как проще обмануть фашистов, уничтожить их и выполнить боевую задачу. Фетисов понимал, что он такой же, как и все остальные партизаны, без каких-либо привилегий, но он, как комиссар, несет ответственность за жизнь нас всех и за выполнение боевого задания. Поэтому ему мало было просто хорошо сражаться в бою и, если понадобиться, быть готовым умереть – он должен был вдохновлять своих товарищей. И он делал это со знанием и честью.
Умел Фетисов ценить находчивость партизан. Зимой 1944 года я получил от него задание взять в немецком гарнизоне в селе Пересады «языка». Обычно при выполнении задания партизаны появлялись в расположении немецких гарнизонов ночью, и немцы уже ждали их там в это время. Я же со своей группой появился в гарнизоне врага в конце дня, еще до захода солнца. Взяли без шума полицая и ушли незамеченными. Узнав об этом, Фетисов одобрил мою инициативу и поблагодарил нас за ценного «языка». От полицая были получены необходимые сведения о расположении, численности и вооружении Пересадского гарнизона, который вскоре был разгромлен нашим отрядом.
Погиб Фетисов весной 1944 года в расположении лесного лагеря отряда «Мститель» при налете вражеской авиации.
Село Пекалин Смолевичского района…
Здесь, на братской могиле, установлен памятник, на котором высечены фамилии 106 партизан и бойцов, погибших при разгроме немецкого гарнизона в селе Петровичи и в других боях. Среди этих имен под номером 69 значится Харченко Василий Давыдович, погибший в бою в Петровичах.
Как необычна судьба этого человека… Перед войной Василий работал трактористом в местном колхозе, откуда был призван в ряды Красной Армии Камышеватским РВК. На фронте попал в плен, немцы отправили его в Германию, и он оказался в концлагере в городе Франкфурте-на-Майне. Оттуда Василий бежал и по ночам пробирался на восток пешком, скрытно заходил в населенные пункты, чтобы добыть продукты питания и одежду. Затем решился ехать и, спрятавшись под брезент следовавшего на восточный фронт железнодорожного эшелона с танками, он добрался до Берлина, где был обнаружен и снова отправлен в местный концлагерь. После вторичного побега он таким же путем добрался до города Борисова, откуда осенью 1943 года прибыл в наш партизанский отряд «Мститель».
Василий был смелым, общительным и находчивым товарищем, верным и надежным другом. Даже во время привалов или в перерыве между боями он всегда находил тему для интересного рассказа, чем подбадривал и поднимал настроение партизанам.
Любили мы Василия за его боевую смелость и находчивость. Однажды зимой 1944 года при разгроме отрядом одного из немецких гарнизонов я должен был снять охранявшего гарнизон часового. При мне была винтовка-беззвучка. Получилось так, что нужно было взять часового живым, без выстрела, а беззвучка мне мешала и занимала руки. Я оглянулся, чтобы отдать ее кому-то из партизан и увидел вездесущего смельчака Василия. Он тогда не должен был там быть, оказался возле меня случайно. Забрав у меня винтовку, он помог мне успешно выполнить задание и одновременно через окно забросал караульное помещение гранатами. Партизаны разгромили гарнизон и сожгли его здание.
В этом бою, как бывало не раз в сложной боевой обстановке, проявил себя и начальник разведгруппы отряда Станислав Владимирович Потапович, который в одном из домов своевременно задержал и обезоружил начальника караула, пытавшегося предупредительными выстрелами поднять в гарнизоне тревогу.
Наступивший 1944 год ознаменовался новыми победами Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. Борьба народных мстителей с врагом на временно оккупированной территории принимала все больший и больший размах. Действия партизанских отрядов Беларуси были направлены на то, чтобы наиболее эффективно оказать помощь наступающим частям Красной Армии. В воздух взлетали мосты, склады боеприпасов, под откос летели эшелоны с направлявшейся на восточный фронт техникой и живой силой врага.
Партизаны громили вражеские гарнизоны. Одним из таких сильно укрепленных немецких гарнизонов был расположенный в селе Петровичи Смолевичского района на западном берегу реки Волмы. По данным нашей партизанской разведки, личный состав Петровичского гарнизона состоял из 130 немцев и около 200 полицейских и размещался в четырех зданиях, обнесенных вокруг стеной из двух рядов бревен высотой более двух метров с амбразурами кругового обстрела. Пространство между стенами было засыпано землей, а дома соединялись между собой глубокими траншеями ходов сообщения и круговой обороны. Зоны подхода были заминированы и обнесены колючей проволокой в несколько рядов. Вокруг гарнизона фашисты соорудили четыре дзота со станковыми пулеметами и три наблюдательные вышки. Кроме четырех станковых и десяти ручных пулеметов в гарнизоне имелись два миномета, автоматы, винтовки и большое количество боеприпасов и ручных гранат. Разгромить такой вражеский гарнизон силами одного партизанского отряда, тем более без артиллерии, нечего было и думать. За стенами такого фортификационного сооружения немцы и полицаи чувствовали себя уверенно, время от времени направляли оттуда карательные отряды против партизан и устраивали засады.
В начале мая 1944 года командование партизанской бригады «Разгром» приняло решение уничтожить Петровичский гарнизон силами боевых подразделений всех отрядов бригады. По приказу командира бригады подполковника Николая Харлампиевича Балана содержавшийся в тайне план этой боевой операции разработал начальник штаба отряда «Родина» Иосиф Григорьевич Першай. В разработке плана наступления и обеспечении штаба разведданными участвовал и заместитель командира отряда по разведке Константин Степанович Сасункевич.
Силы наступающей бригады, в два раза превышавшей силы врага, состояли из двух усиленных рот отряда «Родина» и боевых групп отрядов «Мститель», «Разгром», «Искра» и «Знамя». К вечеру 13 мая эти подразделения бригады вышли в поход к месту предстоящего боя – селу Петровичи.
Была тихая майская ночь. Весенний лесной воздух наполнялся запахами трав, цветов и деревьев. Не верилось, что еще идет коварная война, что мы идем в бой, что о многих из нас ничего не знают родные, что мы сами не знаем, как сложится бой, какую песню нам утром запоют «шальные соловьи».
Наш проводник из местных жителей ночью сбился с пути, и бригада вышла на исходный рубеж с опозданием на два часа, то есть около пяти часов утра 14 мая 1944 года. Как выяснилось позже от пойманного полицая, командир роты Эктов узнал, что немецкой разведке было что-то известно о предстоящем нападении партизан на Петровичский гарнизон, и они ждали нас до двух часов ночи, а затем, приняв эти сведения за очередную провокацию, улеглись спать, не выставив даже посты. Наше опоздание с выходом на исходный рубеж и с началом разгрома гарнизона явилось для нас благоприятным обстоятельством.
Первой штурмовой ротой отряда «Родина» командовал Василий Николаевич Эктов. Получив на исходном рубеже боевую задачу, первая рота форсировала с востока реку Волму, прорезала в проволочных заграждениях проходы и по ним до сигнальной ракеты о начале атаки достигла первых построек гарнизона врага. Вторая рота отряда «Родина» наступала южнее и слева от первой группы. Боевая группа отряда «Мститель», в составе которой сражался и Василий Харченко, наступала правее первой роты отряда «Родина». Остальные отряды были в резерве и в засадах.
В пять часов утра по сигналу атаки первая рота «Родины» и боевая группа «Мститель» ворвались в расположение вражеского гарнизона в Петровичах. Преодолевая проволочные заграждения, Василий Харченко приблизился к дзоту, швырнул в амбразуру гранату и в этот миг был тяжело ранен. Товарищи вынесли его, оказав медпомощь, но спасти ему жизнь не удалось.
Вторая рота «Родины» при атаке попала на минное поле, появились раненые и убитые.
Штурм вражеских укреплений был в полном разгаре. Партизаны забрасывали траншеи и дзоты гранатами и расстреливали из пулеметов и автоматов засевших в укрытиях фашистов. Меткие выстрелы выводили из строя станковые пулеметы дзотов. При свете пылающих зданий вражеского гарнизона было видно, как застигнутые врасплох фашисты, сонные, в одном белье, выпрыгивали из окон зданий и в поисках спасения бежали, кто куда мог. В помощь фашистскому гарнизону пролетел над Петровичами немецкий самолет-разведчик, а вслед за ним появились из соседнего Смиловичского гарнизона автомашины с пехотой фашистского карательного отряда. Попав под шквальный пулеметно-автоматный огонь партизанских засад, уцелевшие фашистские каратели удирали без оглядки.
Боевое задание по уничтожению Петровичского гарнизона врага партизанская бригада «Разгром» выполнила. В бою она потеряла семнадцать боевых товарищей-партизан, которых похоронили в братской могиле в селе Пекалин Смолевичского района, что в пятнадцати километрах северо-восточнее села Петровичи. Среди них командир подрывной группы Иван Смольский, Петр Гордиенко, Александр Козловский и другие партизаны отряда «Родина» и мой боевой друг Василий Давыдович Харченко из партизанского отряда «Мститель». Их боевые подвиги в Великой Отечественной войне будут жить в веках достойным примером смелости, отваги и преданности Родине для молодых поколений».
